Новости

"Свою жизнь строю сама"

Вере Курзеневой с детства говорили: «Из-за инвалидности вы не сможете заниматься физическим трудом. Поэтому вам нужно получить профессию, где надо работать головой».

Светлый дом, согретый ее душой

Рассказывая истории жителей республики с ДЦП, мы пытаемся поддержать наших особенных детей и их родителей. Показать им примеры тех, кто в детстве столкнулся с теми же сложностями, преодолел их и нашел свое счастье, обрел семью, работу. Уверены, они обязательно вдохновят своей силой воли и жизнелюбием.

Сегодня мы представляем читателям Веру Станиславовну Курзеневу.

Заходя в ее дом, словно попадаешь в теплые и уютные объятия. Так рядом с ней хорошо! Знаете, есть выражение «светлый человек». И это о ней
- о Вере Станиславовне.

Если коротко, то вот ее судьба: диагноз ДЦП Верочке поставили с рождения. Несмотря на это, она окончила 11 классов, потом получила профессию фельдшера в медицинском училище, работала несколько лет, а сейчас домохозяйка. Замужем, у мужа тоже инвалидность. Сыну 29 лет, в прошлом году он женился.

Врачи обещали вылечить

- Я родилась в Йошкар- Оле, в полной семье. У меня была сестра (старше на 11 лет). Сейчас мамы, папы и сестры уже нет, - начала свой рассказ Вера Станиславовна. - Маме врачи всегда говорили: «Вылечим!», разные санатории предлагали. Два года подряд она возила меня в санаторий под Барнаулом. Там я жила по три месяца. Одна. Сотрудники очень плохо к нам относились, родителям они запрещали об этом рассказывать. Поэтому я молчала, терпела. Правду рассказала только несколько лет спустя. Мама сказала: «Что же ты сразу не сказала, мы бы туда не ездили».

Врачи настаивали на лечении, поездках в санатории, но мама уже никуда не хотела отправлять. Вера часто лежала в больницах. Домашним было понятно, что ее болезнь не пройдет, но мама всегда надеялась на улучшение.

- Я до сих пор не могу на одну ногу полностью наступать, хожу на носочке, - признается женщина.

Что с дурочки взять?

- Как и все дети, я по - шла в обычную школу, здесь, в Йошкар-Оле, но меня хватило только на первые два года, - продолжает рассказ Вера Станиславовна. - Одноклассники издевались надо мной, смеялись, специально толкали, чтобы я упала. Поэтому я постоян - но расшибала коленки, они у меня фактически не заживали. Мама очень переживала из-за этого.

Это ведь сейчас к людям с инвалидностью хорошо относятся. А раньше нас считали людьми второго сорта. Учительница на уроках называла меня «инвалидкой», ставила «тройки» и уроки не спрашивала. В итоге мне надо в следующий класс идти, а я программу за первый класс не знаю.

Как-то учительница пришла к ним домой, принесла родителям документ о необходимости пройти комиссию, чтобы признать девочку умственно отсталой. Так было принято тогда: всех инвалидов считали умственно отсталыми.

- Помню, как мы пришли на комиссию. Мне всего два вопроса задали: «Маме помогаешь?» — «Помогаю». «Папе помогаешь?» — «Помогаю». Решение было единогласным: дурочка, - вспоминает дальше Вера Курзенева. - Но мама сказала, что не верит в мою умственную отсталость. Она узнала, что в Казани есть интернат, где живут дети с ДЦП, которые могут сами себя обслуживать и имеют сохранный интеллект.

Особый интернат

И меня приняли в тот интернат. Там кто на костылях ходил, кто с палочками. Условия были очень хорошие, но по дому я, конечно, очень скучала. Все школьные каникулы, а иногда просто выходные проводила дома.

Некоторые мне до сих пор говорят, что за мать, если в интернат тебя отдала. Но они не знают всей ситуации. Обвинять всегда легче, чем понять. Я очень благодарна маме, что она меня туда устроила. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы я осталась учиться в Йошкар-Оле.

Теперь у меня много друзей. С одноклассниками и сейчас общаемся.

Нам в интернате говорили: «Вы не можете заниматься физическим трудом, вам нужно учиться, чтобы потом головой работать». Мы учились по программе обычной общеобразовательной школы. У нас в классе из 16 человек пять медалистов, десять человек поступили в вузы, остальные в техникумы и училища. Большинство создали свои семьи, имеют детей и внуков.

Работа и семейное счастье

После школы Вера окончила медучилище в Йошкар-Оле. Пока училась, много пропускала из-за болезни, но всегда наверстывала, потому что считала, если поставила цель выучиться, то должна ее добиться. Признается, трудно было, но родные всегда поддерживали ее.

После медучилища девушка работала медсестрой и акушеркой. Сначала в медпункте на ЗПП (от завода получила направление на обучение в училище, поэтому надо было «отрабатывать»), потом в роддоме.

- С будущим супругом нас познакомили общие друзья. Я ведь долго не могла ни с кем познакомиться. Все думала: кому я, инвалидка, нужна, - откровенно признается Вера Станиславовна. - Мама всегда советовала родить ребенка для себя. Но я так не хотела. Ведь свою жизнь я сама строю.

Сегодня я уверена, если была бы здорова, то никогда не встретила бы своего любимого человека. В спутники жизни надо искать себе ровню. Ведь если у тебя инвалидность, а выйдешь замуж за человека без инвалидности, то он потом может тебя попрекать и говорить, что взял такую, пожалел.

Они встречались около года, потом поженились. В их семье глава - муж, как и мечтала когда-то Вера, она не зря говорит: «Мы с ним как одно целое, везде вместе».

- У мужа золотые руки, он занимается ремонтом и перетяжкой мягкой мебели, я ему помогаю, - рассказывает она. - Сын окончил политех, работает мастером в компании по производству железных дверей.

Жизненное правило - самостоятельность

Жизнь никогда не баловала Веру Станиславовну, но она никогда не сдавалась, поэтому у нее на все свой взгляд и мнение, нередко отличное от мнения большинства. Она уверена, что родители детей с ограниченными возможностями, несмотря на их ограничения, должны с детства приучать своих особенных дочерей и сыновей к самостоятельности:

- Расскажу такую историю. У супруга есть знакомый с инвалидностью. Его мама всегда отгораживала от домашних дел. В итоге, когда ее не стало, оказалось, что этот человек, уже взрослый мужчина, никак не приспособлен к жизни. Ни на кого не выучился, ни на какую работу не может устроиться. Сейчас этот человек, к сожалению, спивается.

Не приспособленных к жизни детей жалко. Меня самостоятельности научил интернат. Но родные меня тоже не баловали, не считали, что я, бедная-не- счастная, не должна помогать дома и на огороде. И я помогала по мере сил.

Родителям я советую поощрять детей: говорите ребенку, что он обязательно достигнет цели: сначала ставьте вместе с ним маленькие, а потом потихоньку мелкими шажками идите к большой. Это как ребенок, который учится ходить. Он ведь сначала ползает, потом делает один шажок, затем еще и еще. Постепенно шагает более уверенно, а лишь затем начинает бегать.

Помогайте ребенку достигать свои маленькие цели. И только от этого он уже будет счастлив! У него появится уверенность в себе, в своих силах. Но никогда не говорите, что у него что-то не получится.

«Девочки, учитесь общаться!»

Общаясь с Верой Станиславовной, мы не могли не спросить у нее совета для наших особенных девочек.

- Во-первых, им следует быть оптимистками по жизни, - начала она. - Просыпаешься, и даже если за окном идет дождь, ты радуешься, что новый день настал. Не нужно ждать, что тебя будут веселить, подбадривать. Потому что никто никому ничем не обязан. Ты сам строишь свою жизнь. Самой надо искать поводы для радости. Быть оптимисткой. Тогда люди будут к тебе тянуться.

Во-вторых, важно уметь общаться. Этому тоже нужно учиться. Учиться выражать свою мысль. А для этого нужно много читать, чтобы с тобой интересно было поговорить. Это притягивает молодых людей. И через общение они обязательно увидят твою внутреннюю красоту.
Автор статьи - Анна Солдатова, г.Йошкар-Ола