За время реализации госпрограммы «Доступная среда» у инвалидов Марий Эл накопилось немало проблем, касающихся доступности именно жилых помещений как непосредственно квартир, так и мест общего пользования: подъезда, крыльца и так далее.
Сегодня многие жители республики отмечают положительные изменения с доступностью объектов соцкультбыта, спортивных, транспорта, образования и так далее, а вот доступность домов для маломобильных групп населения остается наиболее болезненной темой. О том, как в республике решаются вопросы доступности жилья как при новом строительстве, вводу зданий, так и по переоборудованию вторичного жилфонда, кто за этим следит, куда следует обращаться жильцам с ограниченными возможностями - об этом и многом другом участникам «круглого стола» рассказали представители Минстроя и ЖКХ Марий Эл, Минсоцразвития РМЭ, управления архитектуры и градостроения столичной мэрии.
В ходе «круглого стола» официальные лица подробно рассказали о своей сфере деятельности по вопросам доступности жилья. А затем ответили на вопросы руководителей районных и городских организаций МРО ВОИ.
Сегодня мы публикуем наиболее интересную информацию.
Что нам стоит дом построить?
Учитываются ли мероприятия доступности при строительстве, как идет приемка жилых помещений - эти и другие вопросы подробно разъяснил заместитель начальника отдела инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Марий Эл Михаил ЕЖОВ.
Он, в частности, отметил, что порядок приема жилого помещения начинается с установления требований проекта. Доступность жилых помещений устанавливается законом о социальной защите инвалидов. Требования, которые распространяются на строительство жилых помещений, изложены в Строительном кодексе и изложены в техническом регламенте для безопасности зданий и сооружений. Это основные документы, которые устанавливают нормативные требования, вводимых для эксплуатации зданий. Один из восьми критериев ввода здания в эксплуатацию - это его доступность для маломобильных групп населения.
В соответствии с техническим регламентом Правительство РФ установило перечень нормативных документов, в том числе перечень обязательных так называемых добровольных Сводов Правил (СП). В частности, обеспечение доступности - это СП 59 в последней редакции в августе прошло года. При этом не в полном объеме, а в рамках пунктов, изложенных в Постановлении Правительства № 985, установленных для проектировщика на стадии проектирования.
Большую роль при проектировании играет техническое задание, формируемое заказчиком объекта. Заказчик может установить требования, которые являются добровольными, и проектировщик их учтет в обязательном порядке при проектировании. В дальнейшем производится экспертиза проектной документации.
- Наша служба инспекции строительного надзора в рамках подведомственных ей объектов проверит на соответствие проектной документации, - подчеркнул Михаил Михайлович. - Мы не имеем права изменять требования после экспертизы.
К объектам, подведомственным строительному надзору в рамках выдачи заключений на соответствие объектов проектной документации, относятся объекты, подлежащие экспертизе проектной документации: жилые дома последних годов и социальные объекты (школы, садики, больницы), а также транспортная инфраструктура.
- Таким образом, после выдачи нашего заключения органы местного самоуправления уже выдают разрешения на ввод, - отметил Михаил Ежов. - В рамках строительного надзора законодательно не предусмотрено участие лиц, которые не имеют отношения к осуществлению строительного надзора.
Для эффективного решения проблем, которые у нас появляются, есть право внести изменения на стадии проектирования. Тогда эти условия могут войти в исправления СП.
СП разрабатывает не надзорный орган, а, например, АНО ЦИПИ «Общество для всех», «Доступная городская среда». Если строительство зданий начато пять лет назад или было заморожено, то строительная организация приспосабливается под новые нормы только по желанию заказчика.
Сегодня, как рассказал Михаил Ежов, в республике есть практика, когда по обращениям отдельных инвалидов застройщики перепрофилируют квартиры в большей мере, чем это предусмотрено общими требованиями, например, строят отдельный пандус с входом в отдельную квартиру.
Вопрос: Можно ли установить пандус при строительстве дома?
Ответ: Можно, если при покупке квартиры при строительстве дома, человек непосредственно обращается к застройщику, и застройщик идет ему навстречу.
Вопрос: Возможно ли установить пандус после сдачи дома застройщиком?
Ответ: Возможно, если после сдачи сам собственник и другие жильцы дома высказываются за или против установки пандуса и процедуры перепланировки.
Вопрос: Общественное здание - Пенсионный фонд на улице Карла Маркса. Нет парковки. Как решается вопрос?
Ответ: За парковку отвечают органы местного самоуправления. В данном случае это администрация городского округа. Проектом парковка не была предусмотрена, возможно, это ошибка.
Добавлю, памятники культуры и старины не подлежат перепланировке по доступности, например, некоторые объекты в Козьмодемьянске, Юрино.
Вопрос: Наша общественная организация арендует помещение. У нас не было пандуса, сделали самостоятельно пандус, но уклон больше, чем по СНиПу. Как быть?
Ответ: Нужно обратиться в администрацию города для перепланировки и установки пандуса в соответствии со СНиПом.
Мое не новое жилье
О работе в прошлом году и начале нынешнего комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах с целью выявления их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения доступности для инвалидов рассказала заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г. Йошкар- Олы Надежда ШАЛАЕВА.
Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 2016 года создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Комиссия проводит обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, где проживают инвалиды, и устанавливает наличие возможности их приспособления и обеспечения условий для инвалидов либо отсутствие такой возможности, рассказала Надежда Шалаева.
Раз в квартал на основании заявлений о проведении обследований формируется план мероприятий комиссии. Так, в прошлом году были обследованы жилые помещения инвалидов, расположенные по трем адресам Йошкар-Олы: улица Осипенко, д. 53а, Воскресенский проспект, д. 11а, ул. Яна Крастыня, д. 2.
По двум обследованным помещениям приняты решения о возможности приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах. Однако один из инвалидов, обратившийся с заявлением, отказался от проведения работ за счет муниципалитета, они были выполнены за его счет. Работы по другому адресу запланированы комиссией в III-IV квартале 2021 года.
По третьему адресу из-за конструктивных особенностей здания комиссией принято решение о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме путем реконструкции либо капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома. С учетом этого инвалиду было рекомендовано обратиться в Межведомственную комиссию с соответствующим заявлением.
Также в 2020 году была разработана проектно-сметная документация на выполнение работ по приспособлению четырех ранее обследованных жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах.
В марте 2021 года МКУ «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» проведены торги, по результатам которых определены подрядчики на исполнение работ по приспособлению двух помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах.
Контроль и надзор
О реализации в Марий Эл программы «Доступная среда» собравшимся рассказал начальник отдела по координации деятельности учреждений соцзащиты населения Министерства соцразвития РМЭ Александр КОСОЛАПОВ.
До 2018 года по программе «Доступная среда» выделялись средства республики на адаптацию государственных объектов, то есть находящихся в ведении республиканских органов исполнительной власти.
В 2019-2021 годах в республике средства выделяются только Министерству образования для развития инклюзивного образования и Министерству спорта для поддержки развития спорта для инвалидов. Так, на почти 5 млн рублей, выделенных в прошлом году, были выполнены ремонтные работы в Нартасской школе-интернате, во Дворце творчества детей и молодежи, спортивно-адаптивной школе паралимпийского резерва, а также были приобретены компьютеры, спортивный инвентарь. В этом году ситуация улучшилась. Было выделено 11,8 млн. руб Министерству спорта на приобретение спортинвентаря, а Минобру - на инклюзивное образование (оборудование кабинетов, пандусы).
Министерство соцразвития сейчас готовит заявку на 2022 год. Кроме всего прочего, в рамках реализации нацпроекта «Демография» мы пытаемся в республике построить реабилитационный центр для инвалидов в п. Таир на 50 койко-мест, где будут реабилитироваться порядка 20 дней. Детские центры есть в Йошкар-Оле. В Волжске есть центр для инвалидов трудоспособного старшего возраста.
- Согласно закону о социальной защите инвалидов федеральные, региональные, муниципальные органы власти, юридические лица в независимости от правовой формы обязаны обеспечить доступность объектов, услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов. Это относится к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, - начал Александр Косолапов. - Практически все организации, оказывающие услуги, в том числе магазины, банки и так далее - это объекты социальной инфраструктуры. Поэтому для того, чтобы у нас сдвинулась с места ситуация с обеспечением доступности, необходимы обращения. Понятно, что вы сначала обращаетесь к собственнику того магазина, у которого нет пандуса, и если вы там не получаете в течение месяца никакого ответа, либо вам отвечают, что это моя организация, что хочу, то и делаю, нужно обращаться в соответствующие органы, например, в прокуратуру.
До 2019 года государственный контроль, надзор в части обеспечения доступности были связаны с Министерством социального развития. Затем законодательство изменилась. Теперь государственный контроль осуществляют органы федеральной, исполнительной власти субъектов в части своей деятельности. То есть: Здравнадзор осуществляет контроль за медицинскими организациями и в том числе за исполнением доступности медицинских учреждений; Министерство образования - в сфере образования и так далее.
А Минсоцразвития теперь - только в части доступности за поставщиками соцуслуг. Сейчас - только негосударственные организации. За всеми остальными организациями независимо от подведомственности контроль осуществляет прокуратура. Поэтому, если собственник не дает вам конкретный ответ, когда будет осуществлять мероприятие по доступности, которые он обязан сделать, обращайтесь в прокуратуру.
Что касается жилья. В Постановлении российского правительства от 2016 года четко обозначено, что есть федеральное жилье с обеспечением доступности, которое в федеральной собственности. Им занимаются уполномоченные органы федеральной власти. Это у нас Минтруд РФ.
Что касается жилья, которое находится в собственности Республики Марий Эл, то им занимается Министерство соцразвития РМЭ.
Жильем, которое находится в муниципальной и в частной собственности, занимаются муниципальные органы власти, то есть в каждом районе, в каждом городе созданы комиссии по приспособлению этого жилья.
Чтобы решить эту проблему, нужно обратиться в комиссию своего муниципального образования в районе или городе. Если вопросы не решаются управляющей компанией, пишите в Министерство соцразвития.
По итогам 2020 года в республике проведены 29 обследований жилых помещений, из них: приспособлены в 2020 году - 5 квартир, поставлены в план реализации мероприятий - 19 объектов, признаны невозможными для адаптации по техническим причинам - 5.